Фонд комментирует результаты проверки
  1. Новости
  2. Фонд комментирует результаты проверки

Фонд комментирует результаты проверки

Апрель 20, 2021 Просмотров: 9537
Фонд комментирует результаты проверки
19 апреля на онлайн-площадке ТАСС в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная результатам проверки Фонда капитального ремонта и Жилищного комитета Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга.
В пресс-конференции приняли участие первый заместитель председателя Жилищного комитета Роман Канивцов, генеральный директор Фонда – регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Петр Погребняк и первый заместитель генерального директора Евгений Александров.



Контрольной счетной палатой Санкт-Петербурга с 1 октября 2020 года по 4 декабря 2020 года проводились контрольные мероприятия по выборочной проверке законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, предоставленных в форме субсидии Жилищным комитетом некоммерческой организации «Фонд-регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» за период 2018-2019 годы и истекший период 2020 года.
В ходе проверки Жилищным комитетом (ЖК) и Фондом капитального ремонта (ФКР) предоставлялись все необходимые материалы и пояснения, но указанные разногласия не были отражены в окончательном отчете проверки. В связи с этим Фонд и комитет посчитал необходимым дать комментарии по наиболее принципиальным позициям.

1. Содержание Фонда.
Содержание ФКР предусмотрено за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с Жилищным кодексом РФ (статья 179) и Законом Санкт-Петербурга о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге. Решение о финансировании на содержание ФКР принимается Правительством Санкт-Петербурга, смета расходов Фонда утверждается Советом Фонда, в состав которого входят исполнительные органы власти Петербурга (в том числе в сфере финансового контроля).
2. Величина арендной платы за помещение, в котором размещается ФКР.
Стоимость аренды помещений для обеспечения работы 445 сотрудников Фонда включена в смету расходов с учетом круглосуточной охраны, коммунальных услуг, услуг пропускного режима и эксплуатационных расходов. Ранее ФКР, ЖК и Комитетом имущественных отношений прорабатывался вопрос размещения организации на иных офисных площадях, но на данный момент альтернативы не найдено.
3. Остатки денежных средств на счетах Фонда.
Движение средств на счетах Фонда происходит ежедневно в связи с тем, что ежедневным поступлением платежей от граждан и в таком же режиме осуществляются платежи подрядным организациям за выполненные работы.
Стабильно с 2020 года на специальном счете Фонда сохраняется сумма в 815,7 млн руб, которая является пятипроцентным резервом, обеспечивающим финансовую устойчивость Фонда. Наличие резерва предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга о капитальном ремонте. Данная «подушка безопасности» была уменьшена в 2020 году с 10% до 5% по инициативе Правительства Санкт-Петербурга.
Также на начало года на счетах могут оставаться временно средства по отдельным статьям расходов. Например, в январе такими средствами были резерв для оплаты за ранее выполненные работы по замене лифтового оборудования предыдущих периодов 2018 и 2019 годов; резерв на оплату работ по переходящим договорам прошлых лет; экономия денежных средств при закрытии договоров, которая окончательно сформировалась только в конце года и будет использована в последующем периоде.
4. Дополнительное вознаграждение (премирование) сотрудников ФКР.
Данные процедуры регламентируются в соответствии со ст. 135 ТК РФ и положениями об оценке персонала по ключевым показателем эффективности, утвержденными приказами от 31.08.2016 и от 20.04.2020.
В целом в ФКР выстроена система оплаты труда сотрудников (поощрения), которая опирается на множество факторов, определяющих эффективность работы специалистов. Так, в частности учитываются сроки и качество проведения работ подрядчиком, качество технического надзора и другие критерии.
В целях сохранения кадрового состава организации (квалифицированных специалистов инженерного состава) Фонд удерживает уровень заработной платы сотрудников на уровне средней заработной платы в регионе. Средняя зарплата по Фонду за год составляла не более 69 800 рублей.
Средства на премирование сотрудников предусмотрены сметой на содержание деятельности Фонда, утвержденной советом Фонда. Таким образом, это целевые средства, поступающие из бюджета Санкт-Петербурга.
5. Экспертиза достоверности сметной стоимости.
В Фонде действует Управление подготовки капитального ремонта, сотрудники которого формируют сметную документацию с учетом правил сметного нормирования и ценообразования. В свою очередь ЖК осуществляет выборочную проверку смет Фонда на правильность применения сметных нормативов.
Сметная стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в случае, если сметная стоимость превышает 10 млн руб. (ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ) и включает в себя комплекс строительно-монтажных работ, предусматривающих замену или восстановление всех видов строительных конструкций или всех видов систем или сетей инженерно-технического обеспечения работы (п. 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).
Сметы Фонда на работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на каждом объекте не включают в себя работы по замене и (или) восстановление всех конструкций или всех инженерных систем в доме. Таким образом, сметы Фонда не подлежат обязательной проверке достоверности сметной стоимости.
Разъяснения, подтверждающие правомерность действий Фонда, даны Главгосэкспертизой России (письмо от 27.02.2020), Федеральной антимонопольной службой России (решение УФАС по Хабаровскому краю от 23 сентября 2020 г. № 7-1/427 по делу № 027/06/31-1311/2020).
Работы на указанную сумму выполнены в полном объеме, приняты и оплачены в соответствии с действующими нормативными документами.
6. Софинансирование из средств бюджета краткосрочной программы ремонта.
В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса РФ, финансирование капитального ремонта является обязанностью собственников жилых помещений, а софинансирование из средств бюджета субъекта РФ может осуществляться только при наличии таких денежных средств в регионе. Тем не менее в Санкт-Петербурге выделялась значительная государственная поддержка для проведения капитального ремонта домов.
В связи с секвестированием бюджета размер городской субсидии был снижен до 300 млн рублей. Городскими властями было принято решение максимально не переносить на более поздний период объекты, запланированные к выполнению в 2020 году и использовать все ресурсы Фонда для исполнения программы - остатки денежных средств на счетах Фонда, штрафы, пени, экономию от конкурсов и экономию, полученную по факту выполненных работ.
В итоге в 2020 году удалось сохранить общий объем финансирования Краткосрочного плана на год практически в первоначальном объеме. Также на капитальный ремонт были направлены средства, которые высвободились за счет снижения резерва Фонда, обеспечивающего финансовую устойчивость организации (с 10% до 5%).
7. Исполнение программы капитального ремонта.
Фактическое исполнение Краткосрочного плана ежегодно должно составлять не менее 95%, что является одним из условий предоставления субсидии на содержание и управление деятельностью Фонда.
В 2018 году по состоянию на 13.04.2021 план исполнен на 99,3% от запланированного объема работ.
В 2019 году – на 97,9%. В 2020 году по состоянию на 31.12.2020 план выполнен на 95,3%, на 13.04.2021 – на 99,4%.
В соответствии со статьей 10 Закона Санкт-Петербурга о капитальном ремонте Фонд ежегодно направляет для рассмотрения и утверждения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга Отчет о ходе реализации региональной программы капитального ремонта и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В части качества исполнения работ каждый подрядчик несет гарантийные обязательства по отремонтированным объектам до 5 лет.
8. Исключение из программы капитального ремонта многоквартирных домов.
В региональную программу включаются все многоквартирные дома Санкт-Петербурга, за исключением признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. При этом действующим законодательством предусмотрен порядок по исключению МКД из региональной программы. Это происходит только после того, как в Жилищный комитет районной администрацией предоставлены документы, которые должны подтвердить факты исключения из программы. Например, в случае если дом признан нежилым. В Региональной программе нет таких многоквартирных домов, по которым бы поступали документы об изменении статуса помещения, но не исключенных из программы капитального ремонта.
Есть несколько домов, статус которых определяется в настоящее время или документы по которым еще не поступили.
Встречаются исключительные случаи, когда статус многоквартирного дома менялся временно. Так в отчете Контрольно-счетной палаты по итогам проверки фигурируют адреса Рабфаковская ул., д. 3, корп. 1, лит. С и Запорожская ул., д. 11, лит. X. Данные дома аварийными и подлежащими сносу не признавались. При строительстве кольцевой дороги был утвержден перечень адресов жилых (многоквартирных) домов, попадающих в зону строительства КАД и подлежащих расселению. Эти дома вошли в данный перечень. Все жилые помещения после расселения были переданы в федеральную собственность и в пользование федеральным учреждениям. Строительство 1-й очереди КАД завершено. Статус жилых помещений в домах на нежилые помещения не изменен, статус домов остался прежним. Соответственно оснований для исключения домов из Региональной программы нет.
9. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга, включенных в адресную программу Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» (программа реновации).
В 2019 году сроки действия Договоров РЗТ в судебном порядке были продлены на 10 лет до 25.01.2029 и 28.01.2029 соответственно. Всего на территории трех кварталов находится 154 МКД, из их 126 МКД планируются к расселению и сносу в рамках программы по развитию застроенных территорий.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должна содержать перечень всех многоквартирных домов, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу или реконструкции. Таким образом, многоквартирные дома, включенные в программу реновации, также включены в региональную программу.
В период реализации мероприятий по развитию территорий до признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, сохраняются обязательства собственников жилья по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе проведение текущего и капитального ремонта.
Фактические сроки реализации программы реновации носят длительный характер. Таким образом, при наличии обоснованной потребности в проведении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, ЖК считает целесообразным выполнение соответствующих видов работ в рамках краткосрочных планов реализации Региональной программы при согласовании с администрацией соответствующего района Санкт-Петербурга.
В соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства ФКР на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции.
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах распределено в Региональной программе по плановым периодам, определяемым в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов, установленными Законом Санкт-Петербурга, в том числе, продолжительностью эксплуатации конструктивного элемента или вида инженерного оборудования, техническим состоянием (физическим износом) конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов, для которых планируется капитальный ремонт, определяемым на основании Ведомственных строительных норм «Правила оценки физического износа жилых зданий».
10. Информация о программе «Наследие», в рамках которой планируется проводить реставрацию фасадов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2019 № 1021 утвержден Перечень объектов культурного наследия, являющихся жилыми домами, в отношении которых планируется проведение мероприятий по сохранению в рамках подпрограммы «Наследие» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге».
Согласно Перечню предусматривается реставрация фасадов 255 многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, имеющих сложное архитектурное убранство и находящихся в неудовлетворительном состоянии. Реализацию указанных мероприятий осуществляет Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
КГИОП ежегодно после принятия закона о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период формирует и утверждает план мероприятий по сохранению ОКН МКД на очередной финансовый год.
Вернуться к списку новостей